Сегодня мы познакомимся с количественным методом анализа интерфейса, основанным на модели GOMS. О нем я прочитал в книге Джефа Раскина "The Human interface". Постараюсь объяснить в общих чертах идею метода, а за подробностями можно обратиться к книге.
Модель GOMS (расшифровывается как "the model of goals, objects, methods, and selection rules") позволяет предсказать время, необходимое для выполнения задачи с помощью конкретного интерфейса. Разработчики этой модели обнаружили, что для решения поставленной задачи при работе с компьютером пользователь совершает определенный набор жестов. Таким образом, время выполнения задачи складывается из времени выполнения этих жестов и из промежутков между жестами, которые требуются для обдумывания.
В результате тщательного лабораторного исследования удалось получить среднее время выполнения различных жестов:
Пример
Пусть интерфейсы одинаковы с точки зрения внешнего вида. Каждый из них содержит 2 поля ввода - Логин и Пароль, и 2 кнопки - ОК и Отмена. Предположим, что пользователю нужно ввести логин из 5 символов, пароль из 5 символов и нажать на кнопку ОК. Причем в первом интерфейсе переход между полями ввода можно делать Tab-ом, а для нажатия на клавишу ОК можно просто нажать Enter. Во втором интерфейсе для перехода между полями и для нажатия на кнопку ОК нужно использовать мышь. Кажется все и так очевидно, но все-таки подсчитаем, какой интерфейс лучше с точки зрения модели GOMS:
Таким способом можно сравнивать любые интерфейсы и выносить заключение о том, какой интерфейс более быстрый, а какой будет сильно тормозить работу.Модель GOMS (расшифровывается как "the model of goals, objects, methods, and selection rules") позволяет предсказать время, необходимое для выполнения задачи с помощью конкретного интерфейса. Разработчики этой модели обнаружили, что для решения поставленной задачи при работе с компьютером пользователь совершает определенный набор жестов. Таким образом, время выполнения задачи складывается из времени выполнения этих жестов и из промежутков между жестами, которые требуются для обдумывания.
В результате тщательного лабораторного исследования удалось получить среднее время выполнения различных жестов:
- K = 0.2 c - время, необходимое для нажатия клавиши клавиатуры
- P = 1.1 с - время, необходимое для перемещения указателя мыши к определенной позиции на мониторе
- H = 0.4 - время, необходимое для перемещения руки пользователя с клавиатуры на мышь
- M = 1.35 - ментальная пауза, т.е. время, необходимое пользователю на обдумывание следующего шага.
Пример
Пусть интерфейсы одинаковы с точки зрения внешнего вида. Каждый из них содержит 2 поля ввода - Логин и Пароль, и 2 кнопки - ОК и Отмена. Предположим, что пользователю нужно ввести логин из 5 символов, пароль из 5 символов и нажать на кнопку ОК. Причем в первом интерфейсе переход между полями ввода можно делать Tab-ом, а для нажатия на клавишу ОК можно просто нажать Enter. Во втором интерфейсе для перехода между полями и для нажатия на кнопку ОК нужно использовать мышь. Кажется все и так очевидно, но все-таки подсчитаем, какой интерфейс лучше с точки зрения модели GOMS:
- На выполнение задачи в первом интерфейсе пользователь затратит KKKKK (5 нажатий клавиши клавиатуры для ввода логина) + K (переход к полю Пароль с помощью клавишу Tab) + KKKKK (ввод пароля) + K (нажатие Enter, чтобы подтвердить ввод) = 2.4 секунды;
- На выполнения задачи во втором интерфейсе пользователь затратит KKKKK (ввод логина) + H (перемещение руки на мышь) + P (указание на поле Пароль) + клик мышью + H (перемещение руки на клавиатуру) + KKKKK (ввод пароля) + H (перемещение руки на мышь) + P (указание на кнопку ОК) + клик мышью = 5.6 секунд (без учета времени клика мышью)
Комментариев нет:
Отправить комментарий